Зачем нужны индикаторы риска
На основании ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований для оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
То есть, внеплановый контроль основан на выявлении индикаторов риска, а плановый – на отнесении объекта/деятельности к категории риска.
Обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).
Индикатор риска нарушения обязательных требований – это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. То есть, это своего рода «маячки», «красные линии» для проверяющих. Они говорят о том, что не всё в порядке и надо бы срочно проверить объект, деятельность.
Суть в том, что сами по себе индикаторы не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности говорят о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров – это основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
При этом одно из оснований для отказа прокуратуры в согласовании внепланового контрольного (надзорного) мероприятия – несоответствие его вида индикаторам риска нарушения обязательных требований (ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Источники информации об индикаторах
При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган может использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением законодательства из любых достоверных источников – в том числе (ч. 1 ст. 24 Закона № 248-ФЗ):
- в ходе профилактических мероприятий;
- при контрольно-надзорных мероприятиях;
- использовании специальных режимов госконтроля (надзора);
- от госорганов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- при лицензировании и иной разрешительной деятельности;
- из отчетности;
- по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
- из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций;
- сообщений СМИ;
- информационных ресурсов, в том числе маркировки, прослеживаемости, учета, автоматической фиксации информации;
- иные сведения об объектах контроля.
В процессе сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях определения их индикаторов риска нарушения обязательных требований контролируемые лица не участвуют. Взаимодействие по этому вопросу Закон № 248-ФЗ не разрешает.
Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте, помимо прочего, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).
#КНД35