Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.
Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить станцию техобслуживания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие станции техобслуживания.
В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выдавая в таких случаях предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.
Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.
В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.
Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В связи с чем, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, контролируемое лицо должно проверить, действительно ли на его земельном участке имеется нарушение, на признаки которого указано в предостережении. В случае, если нарушение имеется, его необходимо устранить.
Если в предостережении указано на признаки нарушения границ земельного участка, то актуальность таких границ (т.е. соотнесение фактических границ земельного участка, со сведениями о границах, установленных в ЕГРН) можно проверить путём проведения работ по выносу границ в натуру, для чего можно обратиться за услугами к геодезисту или кадастровому инженеру. Данные специалисты непосредственно на земельном участке смогут указать, где должна проходить граница и тогда наглядно будет видно, имеется ли нарушение границы.
В случае если в предостережении указано на признаки нарушения в виде нецелевого использования земельного участка, то необходимо прекратить нецелевую деятельность на участке или привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с деятельностью, осуществляемой на таком участке (с внесением сведений в ЕГРН).
Таким образом, предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.
Предостережение по своей сути является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности. В тоже время, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.
Консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства осуществляется отделом земельно-имущественных отношений администрации Кичменгско-Городецкого муниципального округа по адресу: с. Кичменгский Городок, ул. Комсомольская,3, каб. 106, либо по телефону: 8(81740)21575.