Кичменгско-Городецкий муниципальный округ
Вологодская область

История

Кичменгский Городок как поселение берет свое начало с Древнего Городища, которое сохранилось до настоящего времени с остатками высокого вала и глубокого рва.

Первоначально К-Городок возник как крепость... Славяне пришли в этот край, который назывался заволочьем в 13 веке, обосновываясь здесь, начали строить укрепленные деревянные крепости – городки, чтобы защитить свои торговые пути. Городками называли на севере Руси укрепленные, обнесенные стеной, крепости, стоящие на земляном валу....

Первое упоминание о Городке Кичменгском относится к периоду военных действий 15 века: «В лето 1468 приходили татарове казанские ратью на Устюжский уезд по верх Югу реки да взяли Городок Кичменгский и огнем сожгли и с людьми». Таким образом, датой основания принято считать 1468 год.

Стратегическую значимость Кичменгской крепости подтверждает и тот факт, что в 1599 году она была внесена в «Книгу большого чертежу» — первую карту Московского Государства. Сохранилось и подробное описание крепости в писцовых книгах Устюжского уезда 1622 — 1626 годов писца Никиты Вышеславцева — «В Кичменгской же волости Городок Кичменгской на реке Югу деревянной, рублен в клецки, а на нём на воротах колокольная, да башня отводная до 45 городен, а городня по 3 сажени и того около Городка с вороты и с башнею 140 сажен…».

Кичменжане славились как отважные и умелые воины. В 1613 году к Городку подступили польско-литовские захватчики. Но защитники отечества наголову разгромили врага, погибло семисот поляков, несколько сот пленных, захваченные поляками, были освобождены. В летописи сказано: «Оставшихся врагов преследовали до пределов Галицких на расстоянии 300 верст.

С окончанием 17 века заканчивается и история Кичменгского Городка как крепости.

К 1700 году уводит нас история кладбищенской Успения Пресвятой Богородицы церкви, что находится на центральной площади села Кичменгский Городок. Изначально на этом месте стояла маленькая по размерам деревянная церковь, построенная по обету жителей трех волостей: Кичменгско – Преображенской, Шонгско – Николаевской и Кичменгской.

До 1700 года в волостях Поюжья свирепствовала моровая язва на скот. Верующее население справедливо полагало, что это гнев Божий за неправедную, греховную жизнь, и чтобы заслужить прощение, дали обет построить деревянный храм в честь заступницы небесной – Божией Матери. Предание гласит, что после постройки церкви моровая язва отступила. В память об этом событии были установлены крестные ходы от ближайших церквей: Шонгско – Николаевской, Кобыльско – Ильинской, Кичменгско – Благовещенской и Сараево – Троицкой. Крестные ходы проводились ежегодно вплоть до 20-х годов XIX век, а местный крестный ход от Кичменгско – Афанасиевской церкви существовал вплоть до запрета в советский период истории.

В 1780 году храм сгорел. Во время пожара было чудное явление иконы Божьей Матери – «Одигитрии» (Путеводительницы), которая стояла в пожарище совершенно нетронутая огнем, в то время как весь деревянный храм сгорел вместе с церковной утварью. Икона была признана чудотворной и особо почиталась в нашей местности и даже за ее пределами. К сожалению, дальнейшие чудеса за ней не записывались и не собирались. Но то, что они были не вызывает ни какого сомнения, так как было почитание этой иконы не только жителями Кичменгского Городка и близлежащих волостей, но и паломников из более дальних мест, которых в день чествования иконы собирались великое множество.

В Ведомостях о церкви Никольского уезда, Преображения Господня, что в Кичменгском Городке за 1887 год говорится: «…во множестве приходят в церковь для поклонения Чудному Ея Образу, и при этом приносят пожертвований собирается в один почти день на 300 рублей серебром». К сожалению, не известна дальнейшая судьба этой иконы. Известно, что она находилась во вновь построенном деревянном храме, который был освящен в Честь Успения пресвятой Богородицы. Храм в отличие от предыдущего был теплым, более просторным имел отдельно построенную колокольню, рубленную в восьмиугольник. Служба в храме шла до 20-х годов прошлого века, а затем в храме безбожные власти устроили клуб. Снесен храм был в 30-е годы XX века.

В конце XIX века взамен деревянной «ветхой и малопоместной» церкви начинается строительство нового каменного Успенского храма. Закладка храма была произведена в 1893 году. Строилась она на средства церковные и попечительские. Храм получился довольно вместительный, со звонницей. Из Ведомости о церкви Преображения Господня за 1898 год видно, что к этому году храм «…кладкою кончен и покрыт железной крышей». Из Ведомости за 1900 год узнаем, что со старой колокольни перемещен на новую колокольню колокольный звон. В Ведомости за 1906 год говорится, что храм в основном построен, в 1904 году кладбище обнесено каменной оградою, покрытою железом. Однако из-за недостаточности средств внутренняя отделка и убранство храма не было произведено, и храм числился строящимся вплоть до 1918 года. Установление Советской власти и гонения против церкви не дали возможности достроить храм и провести его освящение. В Советский период колокольня этого храма была снесена, а сам храм обезглавлен. В церкви были расположены столярные цеха.

В 2000 году начались работы по восстановлению храма, но до конца так и не были проведены. 9 июля 2020 г., во время грозы, загорелась крыша храма, огонь быстро распространился и, к большому сожалению, кровлю храма спасти не удалось. В настоящее время реставрация храма продолжается.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie